Резолюция научно-практической конференции «Сельскохозяйственные потребительские кооперативы: опыт, проблемы, предложения»

 г.Казань                                                                                         5 декабря 2014 года

Перед Россией в условиях обострения геополитической ситуации в мире на передний план выходит безотлагательное решение двуединой аграрной проблемы: обеспечение продовольственной безопасности страны и предотвращение депопуляции сельских территорий.

Жизнь убедительно показывает, что аграрная политика, сконцентрированная на создание в сельском хозяйстве крупных и сверхкрупных индустриально организованных предприятий и агрохолдингов, а также на расселение работников сельского хозяйства в поселениях городского типа, не позволяет одновременно решать обе взаимосвязанные задачи.

Научно-практическая конференция считает, что совокупный успех может быть достигнут на основе реальной многоукладности при всемерном развитии малых форм ведения сельского хозяйства и особенно семейных крестьянских (фермерских) хозяйств.

Опыт не только зарубежный, но и российский свидетельствует, что современные технологии  и технические средства могут эффективно применяться  и  без концентрации производства в мегафермах индустриального типа – на сравнительно небольших семейных фермах. Более того, благодаря более высокой мотивации к труду и более строгому контролю за расходованием финансовых средств, присущим собственникам, которые непосредственно занимаются ведением своих хозяйств, внедрение достижений научного и технологического прогресса происходит в семейных фермах более оперативно и с гораздо меньшими затратами. Это в свою очередь делает производимую на семейных фермах сельскохозяйственную продукцию более конкурентоспособной, чем на мегафермах. Вместе с тем фермерская форма хозяйствования способствует сохранению традиционного рассредоточенного расселения сельскохозяйственных тружеников и позволяет предотвратить опасное обезлюдение обширных пространств на территории нашей страны.

Научно-практическая конференция отмечает, что необходимость максимального использования глубинной заинтересованности и энергии сельских крестьянских семей ставит перед российской аграрной политикой задачу расширения фермерского сектора сельского хозяйства.

Важно иметь в виду, что успешное развитие семейного сельского хозяйства, достижение крестьянскими хозяйствами высокого уровня эффективности и конкурентоспособности возможно лишь при создании таких экономических условий, при которых малый семейный  сельскохозяйственный бизнес является доходным и не изнурительным. В широком масштабе такое возможно при положении, если семейные крестьянские хозяйства окружены разнофункциональной финансово-экономической инфраструктурой, осуществляющей производственно-хозяйственное обслуживание крестьянских хозяйств, что позволяет фермерам сосредоточиться на качественном выполнении технологических процессов.

Широкая международная практика родила различные формы организации такого обслуживания. В этом многообразии особо важную роль играют так называемые «вертикальные», «сервисные» межфермерские кооперативы. Главное их достоинство состоит в том, что они, по определению А.В.Чаянова, принадлежат и управляются фермерами, являются как бы «продолжением бизнеса семейных хозяйств», т. е. их учредителей – пайщиков. Такие кооперативы не только сами по себе полезны фермерским хозяйствам – своим хозяевам, но, включаясь в конкуренцию с коммерческими сервисными организациями, способствуют общему повышению качества и снижению стоимости производственно-хозяйственного обслуживания сельскохозяйственных тружеников.

Известно, что в ведущих продовольственных странах – США, Германии, Франции, Нидерландах, Польше и т.д., основу сельского хозяйства составляет фермерская система, и  подавляющее количество семейных крестьянских хозяйств (60-70%) являются членами-пайщиками кооперативов разной специализации. Можно сказать, что там существуют и успешно функционируют фермерско-кооперативные симбиозы. Коммерческая инфраструктура тоже работает рядом, но играет лишь дополнительную роль. Конкурируя с кооперативами, она только понуждает их лучше работать.

В России есть исторический опыт кооперативного обслуживания частных крестьянских хозяйств. Но с начала земельной реформы 90-х годов и свой исторический, и современный зарубежный опыт не учитываются в нужной мере. У нас в структурах власти возобладало намерение  для нужд нарождающегося фермерства, приспособить инфраструктуру, построенную в своё время для колхозно-совхозной системы. Это оказалось утопией. В дальнейшем делались попытки, в том числе с участием заграничных консультантов, создать образцы межфермерских кооперативов для последующего распространения, и некоторые из них работают и сегодня. Государство попыталось распространить этот опыт посредством национального приоритетного проекта. Административный ресурс обеспечил наращивание количества зарегистрированных кооперативов, но значительная часть из них так и не стала работать, а другая часть переродились в коммерческие сервисные организации, не оставляющие крестьянам прибыли.   И все-таки количество реально работающих сельскохозяйственных кооперативов несколько увеличилось. Успешными оказались кооперативы, созданные не благодаря «административному ресурсу», а в результате активной самоорганизации фермеров, входящих в систему АККОР. По этому направлению активно работают фермерские союзы и ассоциации Адыгеи, Саха (Якутии), Татарстана,  Забайкальского и Краснодарского краев, Астраханской, Калужской, Липецкой, Новгородской,  Нижегородской,  Саратовской, и Челябинской областей. В этих регионах есть опыт работы кооперативов разного типа: по сбору молока и его реализации на молокоперерабатывающие заводы, по сбору и переработке молока, по сбыту продукции растениеводства – зерна, картофеля, овощей, и снабжению крестьянских (фермерских) хозяйств необходимыми ресурсами. В животноводстве рождается опыт так называемого «технологического» кооперирования крестьянских хозяйств, выполняющих разные стадии производства продукции (репродукция, содержание молодняка, откорм, реализация готовой продукции и ресурсное обеспечение, координация взаимодействия специализированных хозяйств).

Создаются региональные кооперативные многоуровневые системы, в которых взаимодействуют сельскохозяйственные потребительские, кредитные и страховые кооперативы, а также интегрированные объединения крупных крестьянских (фермерских) хозяйств и  товарных крестьянских подворий. Возникает опыт взаимодействия таких систем с крупными логистическими, оптово-розничными центрами и «агропромпарками».

Наконец, государство решило взяться за кооперативное строительство всерьез,  опираясь на положительный опыт. Проведено два всероссийских съезда сельских кооперативов. Принята Концепция развития кооперативов. В соответствии с ней разрабатывается государственная программа.

Научно-практическая конференция, разделяя основные положения Концепции, касающиеся проблем развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, обращает внимание на необходимость углубленного анализа причин неудач в создании сети таких кооперативов.

Произведенный участниками конференции анализ позволяет выделить следующие проблемы в кооперативном строительстве:

– Сохранение неблагоприятной для малого (семейного) агробизнеса общей социально-экономической атмосферы. В экономической политике акцент по-прежнему делается на развитие крупных монополистических коммерческих объединений. Мало что делается для развития реальной конкурентной среды. В сельском хозяйстве на таком общем фоне происходит засилье крупного агропромышленного капитала. Малый агробизнес, в том числе сельскохозяйственная кооперация, остаются на задворках государственного внимания.

– Отсутствие системного подхода к развитию сектора семейного сельского хозяйства. Региональные программы по развитию фермерских хозяйств ( начинающих фермеров, развития семейных животноводческих ферм, другие) и по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов не согласовываются между собой в пространстве и времени.

– Отсутствие законодательных решений, обеспечивающих заинтересованность, выгодность для субъектов малого агробизнеса объединяться в сельскохозяйственные потребительские кооперативы (исключение двойного налогообложения, предоставление средств господдержки крестьянским хозяйствам, реализующим свою продукцию и закупающим ресурсы через потребительский кооператив, и т.д.).

– Неразвитость юридической и иной защиты активов потребительских кооперативов от приватизации (узурпации) руководителями и отдельными членами кооператива, без соблюдения демократических норм.

– Слабое научное обеспечение решения проблем развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, адаптирования зарубежного опыта межфермерского кооперирования к российским условиям, отсутствие научных обобщений крупиц положительного опыта функционирования реальных сельскохозяйственных потребительских кооперативов в разных подотраслях сельского хозяйства.

– Отсутствие специализированной системы распространения положительного опыта создания и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров (менеджеров, финансистов) для таких кооперативов. Специалисты, имеющие знания и опыт  работы в коммерческих структурах, не всегда способны самостоятельно понять и освоить специфику потребительских кооперативов, принадлежащих фермерам.

Эти и другие причины сдерживают создание кооперативной инфраструктуры для крестьянских хозяйств и неизбежно будут и впредь сводить всю сложную работу по созданию официальных потребительских кооперативов к мало полезной формальности – к регистрации кооперативов с их последующим перерождением в сервисные частные коммерческие организации и фирмы. В силу этого будет застопорено продвижение вперед в создании благоприятных условий для эффективной работы широкой массы семейных крестьянских хозяйств. Коммерческие структуры чаще всего не будут оставлять крестьянским хозяйствам прибыли для расширенного воспроизводства. Семейный агробизнес будет в своем большинстве по-прежнему балансировать на грани выживания.

В ходе обстоятельной дискуссии и обмена опытом участники научно-практической конференции определили следующие основные направления работы по расширению сети реально работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов:

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов:

 – Внести в Налоговый кодекс Российской Федерации и региональные законодательные акты изменения, освобождающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы от уплаты налогов на прибыль и на имущество.

– Разработать и ввести в действие специальный режим налогообложения членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов и самих кооперативов, исключающий двойное налогообложение. При продаже продукции пайщиков, работающих без НДС, кооператив должен платить НДС только с добавленной стоимости, а не со всей цены реализации.

– Разработать нормативные правовые документы, разрешающие и регулирующие  передачу государственными и муниципальными органами принадлежащих им предприятий по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственным потребительским кооперативам с последующим выкупом.

– В целях повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей внести изменения в статью 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в 193 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», согласно которым сельскохозяйственные потребительские кооперативы признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями, при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельхозпродукции составляет не менее 50 %.

– Подготовить поправки в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» для создания благоприятных условий развития сельскохозяйственной кооперации и снижения административных барьеров.

– Россельхознадзору отразить в нормативно-правовых актах право сельскохозяйственных потребительских кооперативов заниматься сертификацией объединенных партий реализуемой сельскохозяйственной продукции членами кооперативов, не требуя этого от самих сельхозтоваропроизводителей – членов кооперативов.

– Рекомендовать региональным органам власти и органам местного самоуправления осуществлять поддержку развития сельскохозяйственной  потребительской кооперации на  долгосрочной  программной основе.  Принять пакет нормативно-правовых актов,  в которых предусмотреть меры государственной поддержки, условия софинансирования, деятельность гарантийных фондов и другие меры по развитию кооперативного движения на селе.

– Союзам, ассоциациям фермерских хозяйств, сельскохозяйственным кооперативным объединениям проработать организационный и финансовый механизм и методику по оптимизации действующего налогообложения сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

  1. Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов:

 – Доработать с участием союзов, ассоциаций, кооперативных объединений в 2015 году Ведомственную целевую программу «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2015-2017 годы и на период до 2020 года»,  предусмотрев расширение направлений, увеличение объемов финансирования, мер государственной поддержки в соответствии с Концепцией развития кооперации на селе на период до 2020 года. Главной целью реализации программных мероприятий должно стать создание кооперативной инфраструктуры, обеспечивающей заготовку, транспортировку, хранение, сбыт и переработку не менее 30 %  сельскохозяйственной продукции,  производимой малыми формами хозяйствования. Это позволит повысить конкурентоспособность и формировать цены, обеспечивающие ведение расширенного воспроизводства в малых формах хозяйствования.

– Предусмотреть выделение грантов начинающим и вновь созданным сельскохозяйственным кооперативам на частичное возмещение затрат, связанных с созданием и становлением деятельности. Кооперативы, в становлении которых были задействованы бюджетные средства,  обязуются сохранить кооперативную основу деятельности в течение 5 последующих лет.

 – Предоставлять сельскохозяйственным потребительским кооперативам бюджетные средства на компенсацию части затрат на инженерное и техническое  обустройство (электро-, водо-, газоснабжение, связь, землеустроительные работы и др.) на условиях совместного финансирования по принципу: на 1 руб. средств членов кооператива – 4 руб. средств федерального бюджета.

– Адаптировать работу созданного Агентства кредитных гарантий применительно к сельскохозяйственной потребительской кооперации для получения банковских кредитов.

–  При реализации основных мероприятий Государственной программы – «Развитие оптово-распределительных (логистических) центров по закупке, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции» предусмотреть выделение субсидий центрам созданным фермерами на кооперативной основе на региональном и муниципальном уровне.

– Рекомендовать региональным органам власти практику создания и строительства за счет средств федерального и региональных бюджетов многофункциональных технологичных агропромпарков по закупке, переработке, хранению, реализации сельхозпродукции ( либо напрямую от крестьянских хозяйств, либо опосредованно через сельскохозяйственные потребительские кооперативы ), оснащенных ярмарочными площадями и обслуживающей инфраструктурой (гостиницы, парковка, предприятия общественного питания и т.д.) на примере действующего в Республике Татарстан агропромпарка «Казань». Предусмотреть возможность участия сельскохозяйственных потребительских кооперативов в управлении  агропромпарком и выкупа имущества данных предприятий такими кооперативами.

– Предусмотреть в региональных фондах поддержки малого предпринимательства выделение квоты на предоставление гарантий при получении инвестиционных кредитов на строительство и приобретение оборудования сельскохозяйственным потребительским кооперативами а также крестьянским (фермерским) хозяйствам, выполняющим функции экономических интеграторов по отношению к товарным крестьянским подворьям.

–  Предусмотреть субсидии на возмещение части затрат, произведенных и подтвержденных в течение финансового года сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на создание материально-технической базы (включая затраты на аренду нежилых помещений, приобретение оргтехники, обучение персонала).

– Оказывать государственную поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам, развивающим дополнительно несельскохозяйственные виды деятельности в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями и низким уровнем биоклиматического потенциала.

–   Субсидировать затраты на развитие сельскохозяйственных рынков, созданных на кооперативной основе крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим сельхозтоваропроизводителям, на муниципальном, региональном и федеральном  уровнях на условиях софинансирования 30% собственных средств кооператива.

  1. Совершенствование работы по распространению положительного опыта работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов:

– Создать в каждом федеральном административном округе на базе успешно работающих не менее 5 лет сельскохозяйственных потребительских кооперативов с привлечением средств, выделенных на реализацию Государственной программы развития сельскохозяйственной кооперации, по несколько образцово-показательных (демонстрационных, пилотных) сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной специализации.

– В каждом федеральном административном округе создать в привязке к демонстрационным кооперативам учебно-методические центры с целью проведения мониторинга деятельности демонстрационных кооперативов, проведения на их базе учебных семинаров фермеров и работников кооперативов. Разработать конкретные учебно-методические материалы по формированию фермерско-кооперативных симбиозов (кооперативов, межфермерских «простых товариществ» и др.).

– Рекомендовать Министерству экономического развития РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Федеральной службе государственной статистики разработать и осуществлять систему статистического наблюдения, выборку, обобщение данных за деятельностью всех видов сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

– Министерству сельского хозяйства РФ предусмотреть в бюджете ведомства средства на оформление заказов научно-исследовательским организациям (аграрным университетам) на проведение исследований с использованием метода экономического эксперимента по вопросам организации внутрикооперативных экономических отношений.

– Сельскохозяйственным и экономическим вузам страны внести в учебные планы курсы лекций и практических занятий «Особенности формирования и функционирования семейно-кооперативных систем сельскохозяйственного производства».

– Предложить Министерству образования и науки РФ и Министерству сельского хозяйства РФ разработать специальные обучающие программы, включающие основы сельскохозяйственной потребительской кооперации, и внедрить их в общеобразовательных учреждениях в сельской местности.

– Рекомендовать организаторам Ш Всероссийского съезда сельских кооперативов в порядке подготовки к съезду организовать и провести круглые столы, семинары, конференции по обсуждению положительного опыта и наработанной практики кооперативного строительства, а также отрицательных факторов, сдерживающих развитие кооперации на селе. В рамках мероприятий съезда рассмотреть предложения, содержащиеся в резолюции данной  научно-практической конференции.

– Ассоциациям и союзам системы АККОР твердо и настойчиво позиционировать себя в структурах власти и среди работников сельского хозяйства как представительские общественные организации семейных крестьянских хозяйств и их кооперативных объединений, т.е. семейно-кооперативных симбиозов, тесно взаимодействовать с союзами потребительских кооперативов, активно лоббировать перед органами власти интересы потребительских кооперативов, делая акцент на том, что они по своей природе являются не самостоятельными, независимыми сельхозтоваропроизводителями, а производственно-хозяйственными объединениями крестьянских (фермерских) хозяйств.

***

Направить рекомендации научно-практической конференции «Сельскохозяйственные потребительские кооперативы: опыт, проблемы, предложения» Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству образования и науки РФ, Федеральной службе государственной статистики, в администрации и законодательные собрания субъектов Российской Федерации, заинтересованным государственным ведомствам, в рабочую группу по подготовке Ш съезда кооперативов, научным учреждениям и общественным организациям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *