Обсуждение проекта ведомственной целевой программы Министерства Сельского Хозяйства РФ «О развитии сельскохозяйственной кооперации»
Анонс
К рассмотрению общественности
Минсельхоз России подготовил и разместил на официальном сайте для общественного обсуждения проект ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации».
Целью программы является развитие системы сельхозкооперации для повышения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, устойчивого развития сельских территорий, повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов.Развитие сельхозкооперации позволяет также комплексно подойти к решению одной из основных проблем развития отечественного АПК – ограниченного доступа сельхозпроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополии торговых сетей.В рамках реализации программы предполагается решение следующих задач:
- создание механизмов стимулирования объединения сельхозпроизводителей в кооперативы;
- развитие действующих, создание новых кооперативов и их объединение;
- модернизация и расширение производственной базы кооперативов всех видов, в том числе потребительской кооперации;
- стимулирование сельхозпроизводства в малых формах хозяйствования и кооперативах, отвечающих критериям малого и среднего предприятия.
Кооператив, как организация, объединяющая в своем составе большое количество сельхозтоваропроизводителей или сельских жителей обеспечивает достижение экономического эффекта посредством экономии на масштабах производства, приобретения сырья по оптовым (более низким) ценам, реализации сельхозпродукции по более высокой цене, чем это доступно непосредственно товаропроизводителю, переработки продукции и выполнения других функций.
Главным отличием сельскохозяйственного кооператива от хозяйственных обществ и товариществ является социально ориентированный характер его деятельности: если хозяйственное общество или товарищество действует в целях обеспечения максимальной прибыли для своих собственников (а индивидуальный предприниматель – для себя лично), то кооператив действует в интересах своих членов, в данном случае – сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения.
Как и предприниматель, хозяйственное общество или товарищество, сельскохозяйственный кооператив может получать прибыль, но, в отличие от указанных субъектов предпринимательской деятельности, эта прибыль распределяется между его членами (которыми по закону являются сельхозтоваропроизводители и сельские жители) в зависимости от их участия в деятельности кооператива (и вне зависимости от величины их паевого взноса).
Отзыв на Ведомственную целевую программу «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы»
Разработанная Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в рамках решения Первого Всероссийского съезда сельских кооперативов Ведомственная целевая программа «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы» вызывает недоумение.
Цель программы – развитие системы сельскохозяйственной кооперации как фактора повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий, повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов – в полной мере отвечает требованиям времени, учитывая существующее положение дел в сельскохозяйственной производстве и на сельских территориях.
В программе описаны факторы, сдерживающие развитие сельхоз кооперации. Однако факторам, сдерживающим развитие, не отвечают задачи, поставленные программой. Для реализации программных задач определены инструменты. В тоже время, инструменты (программные мероприятия) не способствуют выполнению обозначенных задач и в незначительной степени решают реально стоящие перед кооперативами проблемы.В программе уделено внимание развитию сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), как важного звена производства. Однако общепризнано и фактически доказано, что СПК – не лучший способ хозяйствования – так как средства производства, и главное земля, принадлежит не определенному собственнику – а неопределенному кругу лиц, где вроде никто ни за что не отвечает. Отсутствует личная заинтересованность в положительном результате труда, а, следовательно, отсутствует положительный результат деятельности СПК. Во многом с этим связана их низкая доходность и неразвитость производства.
Стимулирование развития потребительских обществ, входящих в систему Центросоюза, по мнению разработчиков программы, необходимо для развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий. Организации Центросоюза – это организации, объединяющие население, они не отвечают принципиальным основам построения сельскохозяйственной потребительской кооперации. Основная первостепенная задача сельскохозяйственного потребительского кооператива – повышение доходности его члена – сельхоз товаропроизводителя. Это достигается различными способами: снабжение, сбыт, переработка, обслуживание. Приоритетным направлением деятельности организаций Центросоюза (потребительских обществ) является закупка сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах, и её переработка на кооперативных предприятиях. Однако данные кооперативные предприятия не принадлежат личным подсобным хозяйствам населения и крестьянским (фермерским) хозяйствам, в результате – не они участвует в ценообразовании и распределении полученных доходов. Цены устанавливают потребительские общества. Доходы распределяются между учредителями кооперативных предприятий. «Постоянными сдатчиками сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, лекарственного сырья являются 1,5 млн. человек, которые, по существу, обеспечены работой и постоянным заработком. За сданную сельскохозяйственную продукцию гражданами в 2012 году получено более 22 млрд. руб.» – 14,7 тыс.руб. на 1 человека в год. Навряд ли это решает существующие проблемы сельского населения.
Непонятной остается задача программы – сельскохозяйственное производство в малых формах хозяйствования и кооперативах, отвечающие критериям малого и среднего предприятия. Где закреплены критерии малого и среднего сельскохозяйственного предприятия?
Так же значительным фактором, сдерживающим развитие сельскохозяйственной кооперации, не указанным в программе, является двойное налогообложение кооператива и члена кооператива в части доходов.
В случае реализации программы в данном виде, будет получен следующий результат:
- условно 232 СПоКа (из 4 583 существующих и работающих) смогут улучшить материально-техническую базу,
- организации Центросоюза смогут получить дешевые кредитные ресурсы, однако это не гарантирует повышение доходов сельского населения, в том числе КФХ и ЛПХ,
- сельскохозяйственные кредитные кооперативы будут иметь возможность незначительно пополнить фонды,
- сельскохозяйственные производственные кооперативы смогут приобрести за счет кредитных ресурсов земельные угодья в собственность.
При общей высокой закредитованности российских сельхозпроизводителей, недоступности банковских кредитов и компенсационном порядке по уплаченным процентам данные предложения не будут иметь успеха среди производителей и кооператоров, и, соответственно, цель программы не будет достигнута. Время же будет упущено.
Поставленные программой задачи для достижения правильной программной цели должны решать те проблемы (факторы), которые сдерживают развития сельхоз кооперации. И программные мероприятия должны соответствовать правильным задачам.
Предлагаем обратиться к «Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года», в которой определены проблемы в развитии кооперации и пути решения данных проблем. Данная концепция должна лечь в основу программы «О развитии кооперации».
Предположительно, суть программы может выглядеть следующим образом:
№ п/п | Факторы, сдерживающие развитие кооперации сельских товаропроизводителей по производству и реализации продукции, материально-техническому снабжению и оказанию услуг | Задачи программы | Программные мероприятия |
---|---|---|---|
1 | Низкий уровень доходов сельского населения, субъектов малого и среднего сельского предпринимательства, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов. | Создание условий для модернизация и расширение производственной базы сельскохозяйственных кооперативов всех видов. |
|
2 | Недоступность банковских кредитов, слабое развитие систем оказания финансовых услуг субъектам малого и среднего сельского предпринимательства. | Развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации и изменение условий кредитования для СПоКов в ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк» – главных государственных кредитных организация. |
|
3 | Отсутствие квалифицированных кадров и механизма их поиска, подготовки и закрепления. | Развитие системы образования в сфере сельскохозяйственной кооперации, особенно потребительской. |
|
4 | Низкий уровень информированности сельских жителей о преимуществах кооперации.Низкий уровень правовой культуры на селе, практическое отсутствие информированности населения о законодательных условиях деятельности.Высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствие чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты. | Развитие информационно-консультационной системы. |
|
Разработанная в первоначальном виде программа не отвечает существующим требованиям развития сельскохозяйственной кооперации, тем более потребительской. В данном виде программа представляет собой пример того, как не надо использовать государственные денежные средства на поддержку жизненно важного для сельского хозяйства направления – сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Председатель СПССК «АгроКострома», Т.А. Лазутина
Источник
Минсельхоз приступил к разрушению “перестроечных” мифов: селу нужна кооперация
Министерство сельского хозяйства РФ внезапно озаботилось проблемой кооперации сельского хозяйства. На сайте ведомства накануне появилась ведомственная целевая программа объединения мелких и средних сельхозпроизводителей в кооперативы под названием “О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014–2016 годы”. Пока это только проект, который вынесен на суд общественности.
Минсельхоз ставит задачу объединить как можно больше производителей в кооперативы. В своей программе Минсельхоз предлагает производителям компенсировать часть затрат, для чего предлагается выделить в ближайшие три года из федерального бюджета 6,58 млрд руб., а из региональных — 3,2 млрд руб. Создатели программы уверены, что с помощью этих мер количество сельхозкооперативов увеличится на 232%. Сейчас же – с 2001 по 2012 год включительно – сокращение составило 33% (на 4,9 тыс.).
Кооперация – это серьезный уровень организации производственных сил. Не примитивное ассоциирование, а новая деятельность, новая индустрия агропромышленности, которая бережно объединяет и интегрирует в себя более мелкие формы. Сельское хозяйство – это глубоко индустриализованное современное производство. И маркетинг, и собственно техническое оснащение – это все требует серьезной кооперации. Одиноких фермеров в природе не существует. Может быть, этот наконец-то поняли. Хотя миф, который сложился во времена “перестройки” и был придуман несколькими идеологами, весьма живуч.
Что могла бы решить развитая кооперация на селе? Мы можем видеть это на примере сталинской коллективизации. Если брать как параметр вооруженность техникой, то в этом плане Россия крайне слаба. И мы видим, что сейчас обеспечить каждого фермера хорошей техникой, которая закрывала бы все проблемы и была доступна по цене, попросту невозможно. Но вместо того, чтобы создавать механизмы типа МТС – машинно-тракторные станции, которые выступали в период коллективизации инструментом интеграции и содействовали созданию механизированных коллективных хозяйств, снова предлагают кредиты, деньги. Они сами по себе ничего не создадут.
Вера в то, что крестьяне и кооперативы растут как грибы после того, как на них прольется денежный дождь – это маразм отдельных руководителей. Такое ощущение, что если не получилось создать таким образом фермеров, решили создавать кооперацию. Это неолиберальное мировоззрение, антисозидательное по своей натуре. Итог таких идей – освоение финансовых потоков из госбюджета, а все остальное оказывается иллюзией, майей, как говорили индусы. Основное же – круговорот финансовых потоков в природе.
И порочен сам подход, когда считается, что интеграция мелких сельхозпроизводителей будет проходить неким естественным путем. На самом деле создание любой кооперативной структуры – серьезный проект, требующий слаженной команды, гигантской самоотдачи и понятных экономических и иных вложений. Само по себе это происходить не будет. Стоит напомнить еще и о другом периоде, когда развал сельского хозяйства происходил при тотальной скупке земель. Крестьянам отдавали паи, а затем они должны были распоряжаться этим паями и кооперироваться в некие дееспособные хозяйственные единицы. Но в итоге произошло распределение земель в пользу тех, кто наворовал в 90-е гг.
Поэтому если не будут выстроены управляющие сквозные компании, которым будет поставлена задача объединять сельхозкооперативы, то перспектив у этой инициативы нет никакой. Кредиты обещанные могут, конечно, сработать, но главное, чтобы были хозяйствующие субъекты, которые могли бы работать и освоить эти средства. А их просто нет.
Председатель набсовета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов
Комментарий. Кооперирование, как и было сказано
Минсельхоз России подготовил и разместил на официальном сайте для общественного обсуждения проект ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации» (Публикуется на AgroNews в разделе «Документы»).
Как сообщается, целью программы является развитие системы сельхозкооперации для повышения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, устойчивого развития сельских территорий, повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов. Развитие сельхозкооперации позволяет также комплексно подойти к решению одной из основных проблем развития отечественного АПК – ограниченного доступа сельхозпроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополии торговых сетей.
В рамках реализации программы предполагается решение следующих задач:
- создание механизмов стимулирования объединения сельхозпроизводителей в кооперативы;
- развитие действующих, создание новых кооперативов и их объединение;
- модернизация и расширение производственной базы кооперативов всех видов, в том числе потребительской кооперации;
- стимулирование сельхозпроизводства в малых формах хозяйствования и кооперативах, отвечающих критериям малого и среднего предприятия.
Кооператив, как организация, объединяющая в своем составе большое количество сельхозтоваропроизводителей или сельских жителей обеспечивает достижение экономического эффекта посредством экономии на масштабах производства, приобретения сырья по оптовым (более низким) ценам, реализации сельхозпродукции по более высокой цене, чем это доступно непосредственно товаропроизводителю, переработки продукции и выполнения других функций.
Главным отличием сельскохозяйственного кооператива от хозяйственных обществ и товариществ является социально ориентированный характер его деятельности: если хозяйственное общество или товарищество действует в целях обеспечения максимальной прибыли для своих собственников (а индивидуальный предприниматель – для себя лично), то кооператив действует в интересах своих членов, в данном случае – сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения.
Как и предприниматель, хозяйственное общество или товарищество, сельскохозяйственный кооператив может получать прибыль, но, в отличие от указанных субъектов предпринимательской деятельности, эта прибыль распределяется между его членами (которыми по закону являются сельхозтоваропроизводители и сельские жители) в зависимости от их участия в деятельности кооператива (и вне зависимости от величины их паевого взноса).
Комментарий редакции AgroNews
О необходимости разработки, принятия и реализации кооперативного плана для нашей страны лидеры нашей медиа-группы начали говорить и писать еще 25 лет тому назад.
В советские времена для успокоения крестьян и объяснения их жалких по сравнению даже с советскими городскими условий жизни коммунистическая пропаганда разработала и успешно внушило в сельское общественное сознание очень простой миф, в частности, для оправдания коллективизации. В Советском Союзе на селе, хоть и живут и работают тяжело и трудно, зато – все вместе. А вот на проклятом буржуазном капиталистическом Западе, пусть удобств и побольше немного, но фермеры там – единоличники, так что каждый из них в одиночку вынужден всем экономическим и социальным бедам противостоять.
Поэтому – да здравствуют колхозы, а лучше совхозы! И долой частное сельское предпринимательство вместе со всей частной собственностью!
Казалось бы, смешно, нелепо, абсолютно неправильно. Но ведь работало же больше полувека! Да и сегодня еще отголоски этой нелепицы часто в деревнях услышать можно.
А вот первые же более-менее внимательные взгляды и попытки разобраться, откуда же проистекают аграрные успехи крошечной Голландии или успешных Франции, Германии, невеликой по размерам Дании или уж совсем северной Финляндии, показали, что ни о каком фермерском одиночестве уже лет как сто пятьдесят, а то и больше, речи даже быть не может. Что фермер давно интегрирован в созданную при его участии и на его деньги производственно-экономическую систему, которая называется кооперация, и которая служит обеспечению нужд и интересов того, кому кооператив принадлежит – деревенскому хозяину.
В годы перестройки Генеральный директор «Крестьянских ведомостей» Игорь Абакумов и автор этого комментария в течение месяца сначала батрачили доярами на молочных фермах Нидерландов, а потом изучали там же абсолютно новое для нас явление – сельскохозяйственную кооперацию. Конечно, не производственную, – это, уж извините чисто российское изобретение, – а обслуживающую, потребительскую. Когда, вернувшись на Родину, мы дуплетом ударили по этой теме крупными газетными залпами в «Известиях» и в «Сельской жизни», публикации произвели эффект разорвавшейся интеллектуальной бомбы.
Вот с тех-то пор мы и заражены этим самым «кооперативным» вирусом. Кстати, даже из названия российской организации фермерского самоуправления, где нам обоим в разные годы посчастливилось работать вице-президентами, видна приверженность идее добровольного объединения деревенских хозяев. Недаром ведь полное название АККОР – Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.
Причин, по которым кооперация частников в нашей стране так долго «не идет», множество. Тут и политика, и экономика, и национальные особенности – стремление к коррупции и воровству, кумовство, – и социология, и юрисприденция, и отсутствие исторического опыта, и косность, – все это требует особого осмысления и анализа (Ау! Где вы, ученые). Однако все же первое, о чем надо сказать в данном комментарии, – слава Богу (ну, и министру Федорову), конечно, что такая программа, наконец, появилась.
Понятно, что в представленном виде она еще не может служить планом конкретных действий по продвижению и развитию кооперативных идей. На опыте попыток кооперирования в АККОР надо сказать, что именно пропаганда и подготовка кадров выходят на первый план в конкретной работе с сельским населением (кстати, в самом слове пропаганда нет ничего негативного; слово имеет этимологию от французского глагола propager – распространять, так что отрицательный смысл ему придало его использование и интерпретация в советской действительности). А эти мероприятия требуют сегодня значительных средств. Поэтому, если не предусмотреть таких мероприятий, многие усилия пойдут насмарку.
Еще один барьер на пути развития настоящей кооперации в сегодняшней России – юриспруденция. Наши цивилисты – специалисты в области гражданского права – категорически отказываются признать существование любых хозяйствующих субъектов, в уставах которых на первом плане не стоит извлечение прибыли. Гражданский Кодекс, в котором это закреплено, для них еще святее, чем корова у индусов.
Кооператив же создается не для того, чтобы показывать по итогам года прибыль в балансовых отчетах. Он обслуживает интересы и нужды своих учредителей. Если же в итоге коммерческой деятельности образуется некий доход, правление организации распределяет его либо на развитие структуры, либо на возврат заработанных средств опять-таки членам кооператива. А уж последние должны платить налоги государству.
Сегодня же обложению налогами подвергается и сам кооператив, и его члены. Таким образом, из-за двойного налогообложения исчезает экономическая целесообразность крестьянам вкладывать часть собственных средств в организацию нужной им обслуживающей структуры – по сбыту произведенной продукции, взаимному кредитованию, страхованию, жилищно-коммунальному обслуживании и т. д. Впрочем, эти идеи еще предстоит обсуждать и доказывать приверженцам кооперации в нашей стране.
А на это тоже нужны деньги.
Потребуется также немало средств для обучения специалистов абсолютно новых, не существовавших доселе профессий, например, организатор кооперативного движения или кооперативный бухгалтер.
Впрочем, все эти темы много раз проговаривались за последнюю четверть века на разных семинарах, форумах и съездах, так что, думается, обсуждение проекта кооперативной программы будет очень активным.
Ну, а в завершение комментария хочется пожелать, чтобы мнения немногих кооперативных практиков, успешных кооператоров, селян и крестьян были в ходе обсуждения внимательно выслушаны, услышаны и переведены на нормальный бюрократический язык в ранге плановых мероприятий.
Константин Мезенцев, «Крестьянские ведомости»
Необходимое дело.Хозяйства деревень Рязанской обл.ведут самостоятельную работу по кооп.и это единственный путь сохранения деревень…хорошо бы встретить единомышленников из города и от власть имущих. Это большая работа требующая облегчений,терпения и адекватного понимания существующих сложностей.