Текст Законопроекта “Об особенностях определения налоговой базы при получении физическими лицами отдельных видов доходов”

Принят в 1 чтении   Законопроект № 768102-6 о внесении изменений в статьи 214-2, 214-2.1 и 217 Налогового кодекса внесенный депутатами Государственной Думы Н.В.Школкиной, Л.Я.Симановским, Г.В.Куликом, В.М.Кононовым.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 214-2, 214-2.1, 217  Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), предусматривающих изменение порядка определения налоговой базы в отношении доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитных потребительских кооперативов (пайщиков) и доходов в виде процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, начисленных за период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года.

Необходимость внесения указанных изменений обусловлена следующим.
29 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 №462-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 741 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.20014 №462-ФЗ), предусматривающий увеличение размера доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по вкладам в банках в период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года, не облагаемых налогом на доходы физических лиц.

Федеральный закон от 29.12.2014 №462-ФЗ не содержит аналогичных норм в отношении доходов по сбережениям граждан в кредитных потребительских кооперативах и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, при этом до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2014 №462-ФЗ порядок налогообложения доходов физических лиц по вкладам в банках и по сбережениям в кредитных кооперативах был одинаковым. Это поставило кредитные кооперативы в неравные условия по сравнению с банками.

Реализация законопроекта приведет к обеспечению единого подхода при налогообложении доходов граждан, полученных от размещения личных сбережений как в банках, так и в кредитных потребительских кооперативах и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Законопроект также устраняет неточности, содержащиеся в Федеральном законе от 29.12.2014 №462-ФЗ, в отношении начисления процентов, затрудняющие правоприменительную практику.

В частности, устраняется коллизия, возникшая в связи с тем, что при внесении изменений в пункт 27 статьи 217 Кодекса об определении доходов в виде процентов по вкладам в банках, освобождаемых от налогообложения, не были внесены соответствующие изменения в порядок определения налоговой базы по таким доходам, установленный статьей 214.2 Кодекса.

Кроме того, устраняется неопределенность относительно процентов, к которым применяются положения об увеличении на десять процентных пунктов ставки рефинансирования Банка России в целях определения налоговой базы.

Используемые в Федеральном законе от 29.12.2014 №462-ФЗ слова «получаемых в период» могут пониматься как предусматривающие применение вновь введенной нормы ко всем процентным доходам, выплаченным в этом периоде независимо от того, за какой период они начислены.

В этом случае сумма процентов, начисленных, например, по ставке 15 процентов, которые в части превышения их над суммой процентов, начисленных по ставке рефинансирования Банка России, увеличенной на 5 процентных пунктов, до 15 декабря 2014 года подлежали налогообложению, после 15 декабря 2014 года должны были бы освобождаться от налогообложения, что не соответствует целям Федерального закона от 29.12.2014 №462-ФЗ, рассчитанного на освобождение от налогообложения процентных доходов, полученных по резко возросшим в конце 2014 года процентным ставкам по вкладам.

В связи с этим вместо слова «получаемые» предлагается использовать слово «начисленные», как это предусмотрено порядком определения налоговой базы в отношении процентных доходов, установленным статьей 214-2 Кодекса, (налоговая база по таким доходам определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты).

Также законопроект предусматривает, что положения о порядке определения налоговой базы в отношении доходов в виде процентов применяются в отношении банков, находящихся на территории Российской Федерации.

Доходы в виде процентов, полученные от банков, находящихся за пределами Российской Федерации, будут облагаться исходя из всей суммы фактически полученного дохода с применением налоговой ставки в размере 13 процентов.

При этом законопроект исключает из статьи 217 Кодекса, содержащей перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, пункты 27 и 271 как избыточные, одновременно в статьи 214-2 и 214-2.1 Кодекса переносятся соответствующие нормы из статьи 217 Кодекса.

ТЕКСТ ЗАКОНОПРОЕКТА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *