Кредитные потребительские кооперативы помогут поддержать отечественных аграриев

Такое мнение высказал депутат Госдумы от Краснодарского края Алексей Ткачев, комментируя принятый Госдумой в первом чтении законопроект, уточняющий порядок формирования фонда финансовой поддержки деятельности сельскохозяйственных кооперативов.- Кредитные потребительские кооперативы в сельскохозяйственной отрасли имеют огромное значение. Главной целью их создания и развития является решение конкретных проблем крестьянско-фермерских и личных хозяйств по кредитованию, снабжению, сбыту продукции, обработка земли и т.п.

В отличие от крупных и средних сельхозпредприятий, у малых форм хозяйствования значительно больше проблем с привлечением заемных средств, так необходимых для бизнеса.
Увеличивая объем производства продукции в натуральном выражении, они получают все меньшую долю субсидируемых кредитных ресурсов и займов. Так, в 2013 году общий объем субсидируемых кредитов и займов (с учетом переходящих остатков прошлых лет) составил 68,1 млрд. рублей, сократившись по сравнению с 2012 годом на 32,3%.  Тенденция сокращения кредитования малых форм сохраняется и в настоящее время. По данным Министерства сельского хозяйства России, в стране создано более 18,5 тысяч сельскохозяйственных кооперативов, из которых лишь 10,3 тысячи (56%) действительно работают и обеспечивают потребности своих членов.

Также не секрет, что сельскохозяйственные кооперативы испытывают трудности с реализацией произведенной продукции, выйти на рынок крестьянину совсем не непросто. Небольшие объемы производства не позволяют пробиться к переработчикам и наладить регулярные поставки в торговые точки, а высокая себестоимость вкупе с немалыми транспортными издержками делают продукцию фермеров неконкурентоспособной по цене. В советские времена существовали заготпункты, сегодня государство делает ставку на развитие сельхозкооперации, считая ее спасательным кругом для большинства малых форм хозяйствования.

Широкое распространение сельхозкооперация получила в Чувашии, Татарстане, Якутии, Волгоградской, Астраханской, Вологодской, Саратовской областях и нашем крае.

В целях стимулирования развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в 2007 году в Краснодарском крае были разработаны и утверждены краевые целевые программы: «Развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в Краснодарском крае» на 2007 – 2010 годы и «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Краснодарском крае» на 2007 – 2010 годы, а в последующие годы мероприятия в рамках целевых программ по развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края.Для реализации указанных целевых программ с 2007 года в крае действует региональный гарантийный фонд поддержки развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее – гарантийный фонд). Главной целью работы гарантийного фонда является расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования к финансовым и материальным ресурсам, а также организация финансирования экономически и социально обоснованных проектов, не имеющих достаточного обеспечения запрашиваемых кредитных ресурсов.

В Краснодарском крае создана и функционирует двухуровневая система сельскохозяйственной потребительской кооперации. За период 2007 – 2013 годы для создания гарантийного фонда и выдачи поручительств кооперативами второго уровня кооперативам первого уровня в рамках целевых программ за счет средств краевого бюджета выделено 290,9 миллионов рублей. Сегодня в систему кооперации края входят Кубанский сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Гарант Кубани», Кубанский сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Деловой партнер» и Кубанский Ревизионный Союз, которые объединяют на втором уровне 42 кооператива, общим охватом малых форм хозяйствования более 20 тыс. человек.

Являясь примером для многих регионов Российской Федерации, кооперативы Краснодарского края сегодня активно выступают за увеличение поддержки кооперации, в том числе за счёт федерального бюджета в целях:

– создания сетей торговых объектов и реализации продукции;
– создания заготовительных, перерабатывающих, обслуживающих объектов на кооперативной основе на принципах государственно–частного партнёрства;
– увеличения размера предоставляемых бюджетных средств на функционирование «гарантийного фонда» на краевом уровне и создания подобной системы «гарантийного фонда» на федеральном, из которого краевые кооперативы могли бы привлекать финансовые средства.

Следует отметить, что деятельность кооперативов на селе, регулируется Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и нормами Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в действующие нормы которых и предполагается внести поправки.

В частности, предлагается сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам (СКПК), как и другим кредитным кооперативам, предоставить право привлекать средства Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, обеспечив тем самым доступ к целевым бюджетным средствам разного уровня.

В настоящее время нормами 193-ФЗ СКПК запрещено привлекать займы от лиц, не являющихся его членами. Однако такой запрет не позволяет им и их пайщикам в полной мере пользоваться средствами государственной поддержки, инициировать формирование специализированных фондов, что ограничивает доступ субъектов сельского предпринимательства к услугам микрофинансирования. Вместе с тем, указанная возможность не противоречит кооперативным принципам.

В связи с указанным обстоятельством законопроектом предлагается предусмотреть установление норматива привлечения денежных средств, привлекаемых кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами. При этом максимальная сумма указанных средств не должна превышать 50 процентов общей суммы привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива.

Деятельность сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации должна стать стабильной, поэтому ко второму чтению планируется доработать законопроект в части обеспечения надежности деятельности сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации и повышения сохранности денежных средств, привлеченных кооперативами.

И в этой связи, в рамках повышения сохранности денежных средств в том числе необходимо доработать статьи 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», в целях оптимизации и упрощения форм отчётности кооперативов, которые ввёл вышеуказанный закон, поскольку ответственность в виде 500 тыс.руб., к примеру, за неточности в отчёте или умышленное уклонение от предоставления отчётности, при этом закон не даёт определения «умышленное уклонение», что не может не настораживать.

В целом, принятие поправок в федеральные законы позволит повысить социально-экономическое значение СКПК в развитии сельских территорий и предоставит возможность привлечения ресурсов СКПК к федеральным, региональным и муниципальным программам; перейти от прямого субсидирования и выделения дотаций к предоставлению господдержки через кооперативы; обеспечить открытость деятельности СКПК по факту отчетности по представленным займам.

Все это, в конечном счете, окажет поддержку отечественным аграриям и даст дополнительные гарантии в сложных экономических условиях.

Источник: http://www.duma-er.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *