Презентация
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
по разработке программ развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации 2017
Мероприятия по поддержке сельскохозяйственной кооперации, в рамках проекта ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» вошли составной частью в раздел подпрограммы 4 «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы .
Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на развитие материально-технической базы кооперативов в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717
Постановление правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №1460
“Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах”
«Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года»
Из выступления министра сельского хозяйства Российской Федерации Николая Федорова на Первом Всероссийском съезде сельских кооперативов:
“….В основе системного развития кооперативных отношений должно лежать их собственное видение кооперативным сообществом– по этой причине особое значение имеет Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года, которую предстоит принять нашему Съезду. Подчеркиваю: Концепция должна отражать не бюрократическое, не навязанное сверху, а ваше собственное видение того, как будут развиваться кооперативные отношения в сельском хозяйстве.
Государство, в том числе и прежде всего, в лице Министерства сельского хозяйства, является вашим партнером. С 2013 года расширен перечень региональных экономически значимых программ. С этого года могут пройти конкурсный отбор и получить федеральную поддержку программы развития сельскохозяйственной кооперации, представленные субъектами Российской Федерации.
Следующим шагом станет Ведомственная целевая программа развития кооперации в сельском хозяйстве, проект которой также подготовлен в тесном взаимодействии представителей кооперативных организаций и специалистов Минсельхоза. Мы выбрали этот путь, потому что он реалистичен, и не просто получили положительную оценку, а продемонстрировали эффективность другие ведомственные программы развития малого предпринимательства на селе – поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм.
Одним из ключевых направлений новой программы станет техническая модернизация действующих и оснащение новых кооперативов с тем, чтобы организовать единую производственную цепочку: производство – концентрация продукции – хранение – сортировка и упаковка – сбыт.
Должны быть предложены и поддержаны меры, но системные, по созданию кооперативных логистических центров, агропромпарков, оптово-розничных рынков. Необходимо наладить эффективное взаимодействие кооперативов с крупными торговыми сетями, но на основе устойчивости и качества поставляемой продукции.
По существу, речь идет и о новой модели организации внутреннего продовольственного рынка, и, прежде всего, рынка крупных городов и промышленных центров. Отечественные товаропроизводители, объединенные в кооперативы, должны расширить свое присутствие на нем, а также усилить свою роль в выполнении государственного и муниципального заказов, включая систему социального питания, к созданию которой приступил Минсельхоз России вместе с другими ведомствами и пилотными регионами.
Важными задачами являются совершенствование законодательной базы кооперации, в том числе Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также развитие кооперативного образования и пропаганда кооперативных идей.
Необходимо существенно улучшить систему контроля и защиты интересов членов кооперативов – это задача ревизионных союзов и их саморегулируемых организаций. Считаю полезным также более широкое привлечение таких объединений к информационно – консультационному обслуживанию, в том числе, с государственной поддержкой. Подобные услуги могли бы оказывать кооперативы второго уровня, ревизионные союзы, организации фермерского самоуправления.
Вместе с тем считаю необходимым обозначить два важнейших принципа государственной поддержки кооперации. Во-первых, – и это отвечает понятию «частно-государственное партнерство» – поддержку должны и будут получать только те кооперативы, которые делами демонстрируют собственную ответственность и вкладывают собственные ресурсы, ресурсы своих членов в развитие, а не ждут, пока всю работу за них сделает государство. Во – вторых, мы будем поддерживать не любую организацию, название которой содержит слово «кооператив», а только тех, кто сможет обосновать полезность для своих членов – конкретных, имеющих имя и фамилию, фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, иных сельскохозяйственных производителей, сельских жителей, ради интересов которых только и создаются кооперативы.
Обращаю внимание присутствующих здесь представителей региональных органов исполнительной власти, ответственных за агропромышленный комплекс: участниками Ведомственной целевой программы станут только те субъекты Российской Федерации, где будут приняты аналогичные программы. Региональная власть должна делом доказать, что разделяет нашу оценку приоритетов в кооперативном строительстве, поэтому будет верно, если в региональных органах АПК появятся люди, ответственные за координацию кооперативного строительства.
Не меньшую роль должны сыграть органы местного самоуправления. Считаю правильной разработку и принятие муниципальных программ развития кооперации в сельской местности, где будет предусмотрена не просто финансовая поддержка, но и широкая передача полномочий муниципальных организаций кооперативам. Это может быть содержание инженерных коммуникаций, водо- и газоснабжение, содержание медицинских и дошкольных учреждений, оказание патронажной помощи на дому – всё то, что прочно вошло в обиход сельского жителя, но по качеству ещё отстаёт от городских стандартов.
Уважаемые делегаты Съезда! В ходе подготовки нашего форума, разработки проектов его документов нам поступали сотни предложений с мест. С одной стороны, можно понять естественное желание лидеров кооперативного движения решить все накопившиеся проблемы сразу. Хочу предостеречь вас: завышенные ожидания, особенно по отношению к государству, часто оборачиваются разочарованием и потерей энтузиазма. При всём желании невозможно быстро и только за государственный счёт создать кооперативную инфраструктуру сельских территорий в том виде, в каком она сложилась даже не за десятилетия, а за столетия в странах, не прошедших через исторические потрясения, выпавшие на долю России. Более того, такой подход, по сути, неверен, потому что сущностью кооператива является участие в его создании всех членов. Меры, которые составят костяк будущей Ведомственной целевой программы, должны быть обоснованы и тщательно просчитаны. Какими будут вложения кооператоров и региона, что конкретно создаётся на сельской территории, каков будет социально-экономический эффект от новой структуры – все эти показатели предстоит защищать, иначе ваши пожелания так и останутся маниловскими мечтами.
Опираясь на поддержку государства, координируя с ним свои действия, но при этом оставаясь самостоятельными, кооператоры должны решить задачу государственного масштаба: сделать жизнь на селе и работу в сельском хозяйстве законным поводом для гордости за свой профессиональный выбор и свою судьбу. Надеюсь, что мы будем достойны этой, без преувеличения, исторической миссии!”
Данная концепция разработана в соответствии с сетевым графиком реализации Приоритетного национального проекта “Развитие агропромышленного комплекса” по направлению “Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе”.
Концепция определяет основные направления и механизмы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Российской Федерации. В ней содержатся положения, характеризующие экономическую сущность, принципы деятельности и функциональную структуру сельскохозяйственных потребительских кооперативов; оценку уровня их развития в России (масштабы, основные препятствия и риски); рекомендации по формированию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, государственному регулированию и поддержке кооперативной деятельности; методические подходы к мониторингу развития кооперативов.
В соответствии с Концепцией основными направлениями государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственной потребительской кооперации являются: совершенствование законодательной базы кооперативного движения; финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации; информационное, консультационное и методическое обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; подготовка кадров; определение общей организационной структуры сельскохозяйственной потребительской кооперации; обеспечение взаимодействия системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов с другими организациями, обслуживающими интересы малых форм хозяйствования в сельской местности и т.д.
Концепция закрепляет основные задачи органов государственной власти и местного самоуправления по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Определены целевые индикаторы и показатели реализации концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Так, предусмотрено, что производство валовой продукции сельскохозяйственными кооперативами должно к 2007 году определяться цифрой в 829 млрд. рублей. Прямыми результатами программы должны стать: рост числа созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования, увеличение объемов оказываемых услуг действующими и вновь создаваемыми кооперативами, прирост числа малых форм хозяйствования, принимающих участие в сельскохозяйственной потребительской кооперации и т.д. Предусмотрено, что реализация программы позволит дополнительно создать 1550 кооперативов.
Для достижения указанных целей намечен план реализации основных мероприятий по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Приводятся также показатели развития сельскохозяйственного производства по различным категориям хозяйств в целом по РФ и субъектам РФ, а также данные о количестве потребительских кооперативов в России по состоянию на 1 января 2005 года.
«Концепция развития системы сельской кредитной кооперации» (утв. Минсельхозом РФ 23.03.2006)
Развитие малого и среднего предпринимательства в России является одним из важнейших направлений общего экономического развития страны. В то же время доля малых и средних предприятий в ВВП составляет менее 12%. Одной из серьезных причин, сдерживающих развитие малых и средних форм агробизнеса, является недостаток и недоступность финансовых средств, а также слабая государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этой связи Минсельхозом РФ утверждена Концепция развития системы сельской кредитной кооперации.
Главной целью Концепции является широкое распространение в регионах Российской Федерации положительного опыта деятельности сельских кредитных кооперативов путем привлечения государственных и иных источников финансирования для стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов.
Определяются основные направления государственной политики в сфере сельскохозяйственной потребкооперации, предусматривается формирование многоуровневой системы потребкооперации и участие в ее развитии кредитных организаций, а также объединений сельских кредитных кооперативов. Также разработан оперативный план по созданию и обслуживанию сети сельскохозяйственных потребкооперативов на 2006-2007 годы.
Социально-экономическими результатами реализации указанной Концепции должно стать значительное (на порядок) увеличение показателей экономического роста сельских кредитных кооперативов, резкое снижение роли теневого финансового рынка, рост деловой активности сельского населения, сокращение уровня сельской безработицы.
Свежие комментарии