Обращение к сельскохозяйственной кооперативной общественности. Выступление Президента РСО “Агроконтроль” на конференции в Липецке

Уважаемые коллеги!

Завтра состоится заседание комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, где будет решаться судьба одиозного, отрицательно воспринятого сельскохозяйственной кооперативной общественностью, законопроекта № 652159-6  «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков», который имеет разрушительный характер для сельскохозяйственного кредитного кооперативного сообщества, особенно для малых кооператоров, неспособных адаптировать свою деятельность под требования данного документа.
Уже сегодня ясно, что принятие данного Закона окажет негативное, губительное влияние на развитие всей сельскохозяйственной потребительской кооперации, а не только ее кредитной составляющей.
Федеральный Союз подготовил и направил Обращение к депутатам Государственной Думы с просьбой отменить принятие данного законопроекта во 2 чтении, или исключить из него упоминание о сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, и завтра будет участвовать в обсуждении данного вопроса на Комитете по аграрным вопросам.
Сегодня мы публикуем стенограмму выступления Президента РСО “Агроконтроль” Морозова А.В., на Конференции «Сельскохозяйственная кооперация, местное самоуправление и устойчивое развитие сельских территорий», недавно прошедшей в г.Липецке. Тезисы данного выступления были полностью поддержаны участниками Собрания Федерального Союза, прошедшего накануне пленарного заседания Конференции.

Уважаемые участники Конференции!

IMG_0919Позвольте, прежде всего, поблагодарить хозяев, организаторов сегодняшнего мероприятия. Поблагодарить и за блестяще организованную Конференцию, и за состоявшуюся вчера поездку в Чаплыгинский район, но прежде всего – за ту политику поддержки сельскохозяйственной кооперации, которую вот уже несколько лет проводит Администрация области.

В Липецке не просто добились организации сельскохозяйственных кооперативов в каждом сельском поселении, не только окружили их вниманием и обеспечили поддержку на протяжении ряда лет – здесь ещё и очень детально вникли в специфику того, что называется сельскохозяйственным потребительским кооперативом.

К сожалению, очень часто, упрощённо приравниваются к кооперативам, смешиваются с ними совершенно иные организации, объединённые с кооперативами специализацией и территорией действия, но работающие на совершенно иных принципах. Ключевым запутывающим словом здесь выступает понятие «доступность» – которое зачастую понимается как эквивалент понятия «сельскохозяйственная кооперация». Но ведь частная микрофинансовая организация, работающая в селе – «доступна» в том смысле, что размещается рядом и предлагает свои услуги недалеко от дома. И индивидуальный предприниматель, торгующий удобрениями, «доступен» в том смысле, что готов прибыть на дом к сельскохозяйственному товаропроизводителю. И организация потребительской кооперации, созданная горожанами для максимально дешёвой закупки овощей «доступна» владельцу ЛПХ территориально. Но специфика сельскохозяйственной кооперации, специфика, правильно понятая на липецкой земле состоит в другом. Кооперативы не просто действуют на селе – они создаются самими сельскохозяйственными товаропроизводителями, управляются непосредственно ими, совершают сделки со своими членами на определённых общим собранием условиях, распределяют между членами полученный финансовый результат – в зависимости от уровня хозяйственного участия в деятельности кооператива.

Показано ли кооперативу, условия работы которого определены самими потребителями его услуг, государственное регулирование? Должно ли государство диктовать кооперативу правила работы и защищать от кого-то «потребителей»? От кого – от избранного потребителями правления? Нет ли здесь сходства с обучением сороконожки ходьбе?

К сожалению, с 2013 г. в отношении важнейшей части кооперации – сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов восторжествовал абсолютно механистический подход: раз организация оперирует финансами, значит, она должна подвергаться внешнему регулированию как институт финансового рынка. Полтора года показали первый результат – количество СПКК сократилось с 1 января 2014 года на 8 процентов. И это лишь с учётом тех кооперативов, которые закрылись официально, были исключены из государственного реестра. А сколько просто прекратили операции? Лишь в нескольких регионах страны (Липецкая область – в их числе) за неполных полтора года количество СПКК увеличилось на 1-2, в остальных – абсолютное сокращение или стагнация. А ведь по идее сельскохозяйственная потребительская кредитная кооперация должна сейчас проходить период экстенсивного роста: лишь примерно в пяти процентах сельских поселений страны действуют такие кооперативы.

Угроза классической, народной, локальной сельскохозяйственной кредитной кооперации порождена, по нашему мнению, не злой волей тех или иных работников регулятора – Банка России, а самой системой регулирования, ориентированной, прежде всего, на регулирование бизнеса. Не случайно мы слышим такие оксюмороны как «рынок сельской кооперации». Мало того, что наша кооперация не территориальная – сельская, а отраслевая – сельскохозяйственная. Но не берётся в расчёт и то, что кооперативы создаются как раз для того, чтобы избавить сельскохозяйственного товаропроизводителя от участия в финансовом рынке – рынке, где он по определению не может быть равноправным участником.

Конечно, кооперация, как может, сопротивляется административному давлению – но силу уж очень несопоставимы. Что удалось и чего не удалось сохранить в последние годы?

Не удалось оставить СПКК за пределами «антиотмывочного» законодательства – и вот уже два года сотрудники кооперативов тратят львиную долю своего времени на совершенствование внутренних документов, посвященных поиску коррупционеров и террористов среди сельскохозяйственных производителей – членов кооператива.

Не удалось оставить вне т.н. «потребительского кредитования» займы владельцам ЛПХ – эти займы по своей экономической природе неотличимы от займов фермерам, но намного накладнее для кооператива с точки зрения документооборота и регулирования.

Удалось оградить СПКК от необходимости тратиться на услуги БКИ – сегодня наши кооперативы – это единственные некредитные финансовые организации, которые сотрудничают с бюро кредитных историй на добровольной основе.

Ряд вопросов удалось смягчить. Это касается нормативов финансовой деятельности, вошедших в состав законодательства о сельскохозяйственной кооперации; мер ответственности СПКК за нарушения законодательства; состава отчётности, предоставляемой регулятору.

Но в ближайшей перспективе ещё несколько правовых новаций. Так, в Государственную Думу внесён законопроект, предполагающий введение квалификационных и репутационных требований к членам правления кооператива, наблюдательного совета, исполнительной дирекции, бухгалтерии. По нашему мнению, это свидетельство недоверия к членам кооператива, которые сами должны решать, кого выбирать в органы управления и контроля.

На подходе проект указания Банка России, посвящённый ежемесячной отчётности по операциям с денежными средствами. Если проект указания будет принят в сегодняшнем виде, самое позднее в 2016 году кооперативы столкнутся с необходимостью каждый месяц направлять в ЦБ полный перечень совершившихся операций с подробнейшей расшифровкой каждой.

С 2019 года ожидается перевод кооперативов на единый план счетов бухгалтерского учёта и составление отчётности по принципам МСФО. Казалось бы, время ещё есть, но представители Банка России регулярно подчёркивают, что готовиться нужно уже сейчас. Но для чего эта реформа? Много ли членов СПКК, недовольных сегодняшним стандартом подготовки отчётности? Не связано ли это с желанием выстроить все финансовые организации по одному ранжиру?

Наконец, в первом чтении принят законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков». В случае принятия, СПКК будут обязаны вступить в одну из саморегулируемых организаций – при том, что ревизионная система для защиты членов кооператива, обеспечения соблюдения кооперативных принципов в сельскохозяйственной кооперации уже создана.

В последнее время в диалоге с Банком России всё чаще звучит понятие «дорожная карта» – план скоординированных действий. Составление такого плана логично, но вначале нужно определить конечную точку – если дорожная карта, то чего? Здесь существуют два подхода. Один из них – дорожная карта усиления регулирующего воздействия, роста административной нагрузки. Главным её содержанием является постепенность введения новых требований – и встречные действия кооперативов по самоограничению. Мы считаем – этот вопрос обсуждался вчера на общих собраниях РСО «Агроконтроль» и Федерального союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов – что кооперация нуждается в дорожной карте по дерегулированию. Необходимо оценить эффект от уже состоявшейся нагрузки на отрасль – и скорректировать это воздействие, что и отразить в «дорожной карте».

С учётом вышеизложенного, считаем необходимым просить Конференцию поручить нашей организации подготовить и направить ряд обращение в государственные органы.

Так, считаем необходимым обратиться в Государственную Думу с просьбой исключить сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы из числа организаций, на которые предполагается распространить законодательство о СРО на финансовых рынках и законодательство о квалификационных и репутационных требованиях.

Считаем необходимым обратиться к субъектам законодательной инициативы с предложением инициировать изменения в законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в отношении СПКК. Также предложить внести изменения в Закон «О потребительском кредите (займе)» с тем, чтобы исключить из регулирования данным законом займы, предоставленные СПКК лицам, ведущим личное подсобное хозяйство. Наконец, внести изменения в Закон «О бухгалтерском учёте», исключив СПКК из числа организаций, требования к организации учёта в которых устанавливаются Банком России.

Также считаем необходимым просить руководство Банка России не распространять требование по сдаче отчётности о движении денежных средств на сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, соответствующие критериям микропредприятия, а на прочие – распространить лишь по операциям (группам операций), превышающим 600 тысяч рублей.

Уважаемые участники Конференции! Приближается Третий кооперативный съезд. Условия регулирования, в которых работают важнейшие для отрасли сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, требуют содержательного обсуждения в рамках Съезда. От лица наших организаций хотелось бы внести предложение. Считаем, что в рамках Съезда нужно сформулировать инициативу об ограничении государственного регулирования – например, сохранив данную норму только в отношении СПКК, не удовлетворяющим критериям микропредприятия.

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *