АПК как национальная идея

АПК как национальная идея. Способны ли аграрии Юга накормить Россию в условиях продуктового эмбарго?
Алексей Перерва

Способны ли аграрии Юга накормить Россию в условиях продуктового эмбарго?
На прошлой неделе правительство РФ ввело полный запрет на поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и плодоовощной продукции из Австралии, Канады, стран ЕС, США и Норвегии сроком на один год. Министр сельского хозяйства России Николай Федоров заявил, что данные меры являются ответными, направлены исключительно на обеспечение продовольственной безопасности государства и создают дополнительные возможности для развития АПК России.
Поддержал введение эмбарго и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, заявив, что это может стать хорошим стимулом для аграриев региона.
– Говорил с руководителями хозяйств по поводу указа президента запретить ввоз западной сельхозпродукции. В целом, настрой оптимистичный. Кубанские аграрии получили мощный стимул, чтобы использовать весь свой потенциал. У нашего АПК сейчас отличный шанс усилиться, – написал глава края в своем микроблоге в Твиттере.
Александр Ткачев также подчеркнул, что одна Кубань, конечно, не обеспечит полное импортозамещение, но, в масштабах страны это вполне реально.
Однако мнение экспертов касательно этого вопроса разделилось. Одни считают, что сельхозпроизводители Юга способны в течение нескольких лет закрыть «дыры», образовавшиеся в торговом балансе страны, другие – что российское сельское хозяйство требует полной модернизации.
Отсутствие стимула
По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2013 году в Россию было ввезено продовольствия на 43 млрд. долларов, что составило 13,4% всего импорта. При этом порядка половины этой суммы, без учета напитков и алкоголя, пришлось на страны ЕС, США, Канаду, Австралию и Японию. Краснодарский край в январе-марте текущего года импортировал продуктов питания примерно на 755 млн. долларов. Из них 19 млн. долларов пришлось на молочные товары, яйца, птицу, мясо и другие продукты животного происхождения, около 219 млн. долларов — на овощи, 330,5 млн. долларов — на фрукты и орехи, 46 млн. долларов — на злаки, 45,7 млн. долларов – на жиры и масла животного и растительного происхождения.
– Руководители отраслевых сельскохозяйственных объединений Краснодарского края не видят рисков безопасности России в результате введения эмбарго, однако выражают обеспокоенность зависимостью аграрного сектора страны от поставок семян, молодняка КРС, свиней и птиц, – заявил председатель совета Агропромышленного союза Кубани Игорь Лобач в ходе прошедшего в Краснодаре круглого стола, посвященного введению запрета на импорт. По его мнению, сельхозпроизводители региона способны в течение года перейти на импортозамещение или переориентироваться на поставщиков из стран, не присоединившихся к антироссийским санкциям.
Более пессимистично оценивает ситуацию фермер и глава Ассоциации свиноводов Краснодарского края Петр Мануйлов. По его мнению, России в ближайшее время не способна сама обеспечить себя продовольствием, а для наращивания объемов производства потребуются годы.
– О каких своих яблоках мы можем говорить, когда молодому дереву необходимо от трех до пяти лет, чтобы оно дало плоды, – пояснил Петр Мануйлов, общаясь с участниками круглого стола. – Не лучше обстоит дело с говядиной и молоком. По оценкам экспертов, их запасов в торговых сетях хватит не более чем на 30 дней, а дальше необходимо будет искать новых поставщиков. Я думаю, что их просто не найдут.
Рассказал фермер и о проблемах свиноводства, отметив, что в отсутствие господдержки отрасль чахнет. «Сегодня, по разным оценкам, мы покрываем потребности региона в свинине на 10-20 %, – подчеркнул Мануйлов. – Все субсидии на приобретение племенного скота и процентные ставки по кредитам в последнее время убрали. И это совершенно не стимулирует развитие отрасли».
По данным Краснодарстата, поголовье основных видов скота в хозяйствах всех категорий в прошлом году значительно сократилось по сравнению с 2011 годом. Сильнее всего животноводческую отрасль подкосил вирус АЧС. За два года поголовье свиней уменьшилось более чем на 70% и на конец 2013 года составило 289 тыс. голов. Сократилась на 11% за тот же период и численность стада КРС, составив 563 тыс. голов.
Но, не смотря на эти показатели, генеральный директор Ассоциации «Кубаньмяспром» Владимир Подковальников считает, что в стране хватает мяса, и введение эмбарго не приведет к дефициту. «На текущий момент использование импортного мяса в России составляет около 10% от общего объема. Это не критично, – полагает Владимир Подковальников. – В основном в страну шло мясо крупнокусковой разделки, что было обусловлено исключительно технологическими моментами. И говорить сейчас о дефиците не стоит».
Но если со свежим мясом все более или менее ясно, то с сырьем для мясоперерабатывающей промышленности региона дело обстоит сложнее. По оценке экспертов, здесь доля импортного мяса по-прежнему остается значительной.
– Мясокомбинаты Краснодарского края уже переориентировались на поставку российского мяса. К примеру, Белгородская область готова предоставить неплохие объемы поставок, – рассказывает гендиректор «Кубаньмяспрома». – Сейчас просто произойдет замена импорта на наш отечественный продукт.
Срочные меры
Заменить на российском рынке зарубежные продукты готовы и кубанские молочники. Так, по словам гендиректора фирмы «Калория» Натальи Боевой, введение эмбарго на ввоз продукции из некоторых зарубежных стран положительно скажется на молочной отрасли региона.
– Кубань издавна являлась житницей России и в состоянии прокормить своих сограждан. И сегодня нам выпал уникальный шанс увеличить свое присутствие на рынке, – говорит Наталья Боева. – В силу достаточно существенной доли импорта некоторых молочных продуктов, производственные мощности завода сегодня используются менее чем на треть. Поэтому имея рынки сбыта, мы готовы заменить часть импортной молочной продукции, а при увеличении спроса прирастить существующие мощности.
О возможности расширения производства говорят и овощеводы Краснодарского края. По мнению гендиректора управляющей компании «Экогеос» Владимира Собкалова, сегодня российский рынок овощей, и в особенности тепличной продукции, заполнен не полностью.
– У нас на всю страну около 2 тыс. гектаров теплиц, а это в пять раз меньше чем в Голландии. Притом, что Голландия по размерам сравнима с Краснодарским краем. Для страны с такими площадями и ресурсами как у нас иметь такое количество тепличных хозяйств – это преступление, – полагает Владимир Собкалов.
По данным Института комплексных стратегических исследований, до 70% потребляемых в России фруктов являются импортными. Овощей в 2013 году было ввезено в Россию на 2,8 млрд. долларов – 10% импорта приходится на Нидерланды, 9% на Польшу и 8,4% на Испанию. Гендиректор «Экогеос» считает, что развитию отрасли овощеводства мешает отсутствие в стране нормального инвестиционного климата. «За рубежом кредитование производства осуществляется на 12-15 и более лет, а в России на 5-7. При этом и ставки там значительно ниже – 3-4% против наших 13-15, – рассказывает фермер. – Выходит, что деньги, полученные на создание производства, рассчитанного на 30 лет, необходимо «отбить» за 5 лет. Подобные перекосы в экономике сдерживают развитие производства в стране».
Также представитель «Экогеос» добавляет, что со вступлением России в ВТО отечественные аграрии оказались неконкурентоспособными, так как на рынок хлынули продукты из стран с мощной господдержкой сельского хозяйства.
– Запрет на ввоз из ЕС – это хорошо, но ведь с Турции продукция как поставлялась, так и поставляется. Сейчас они просто возьмут и увеличат объемы поставок, – поясняет Собкалов. – В Турции работает мощная система господдержки, а тепличное хозяйство активно развивается последние 30 лет. Там и субсидирование до 50% всех расходов, и льготное кредитование, и налоговые отсрочки.
Отсутствие финансовой помощи от государства, а также большие затраты на производство, зачастую приводит к тому, что отечественные овощи и фрукты по цене и качеству существенно проигрывают зарубежным.
-Необходимо совершенствовать технологии, добиваясь качества сельхозпродукции и низких затрат на ее производство. И здесь мы пока отстаем от европейского фермера, – отмечает председатель Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств края (АККОР) Виктор Сергеев. – Однако по вкусовым качествам наша продукция лучше зарубежной. К примеру, волгоградский помидор значительно вкуснее голландского, но для транспортировки практически не предназначен. Поэтому надо серьезно заниматься селекцией и создавать новые сорта.
Также Виктор Сергеев считает, что в стране необходимо отрегулировать систему реализации продукции, сделав ее более прозрачной.
– Для этого требуется развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и создание инфраструктуры – системы хранение и логистических центров, – подчеркивает руководитель АККОР.
И все же, несмотря на значительную зависимость российского АПК от глобальных технологических и производственных отношений, большинство экспертов сходятся во мнении, что реальные возможности для импортозамещения все-таки есть. Однако для этого необходимо срочно предпринять ряд мер. Так, участники прошедшего в Краснодаре круглого стола, приняли резолюцию. Аграрии предлагают в срочно порядке увеличить уровень господдержки АПК как на федеральном, так и на региональном уровне, разработать селекционную программу, сформировать трехуровневую кооперативную систему заготовки, переработки и сбыта сельхозпродукции, разработать программы по привлечению кредитов по ставке не выше 5%, разработать механизм стабилизации цен на сельхозпродукцию.
– Введение запрета на ввоз продуктов из США и ЕС может стать некой национальной идеей, способной объединить вокруг себя власть и бизнес, – полагает Виктор Сергеев.
Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин.
Источник: http://yug.svpressa.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *