Сельскохозяйственная кооперация нужна, но вопрос о том, как её осуществить – философский

IV Всероссийский съезд сельскохозяйственных кооперативов, проходивший 10 ноября 2016 года в Министерстве сельского хозяйства РФ (Минсельхозе), обсуждал то, как можно достичь эффективности агропромышленного комплекса с применением инструмента сельскохозяйственной кооперации.

Тема сельхозкооперации имеет давние традиции, которые восходят к общинным временам, и вариантам замещения их более современными технологическими решениями (одно из них – столыпинские реформы, другое – артели НЭПа и колхозы). Решения, внедрённые в практику и законодательство современной России с 1994 года (закон «О сельскохозяйственной кооперации») – это в основе идеи кооперативного движения Ф.В. Райффайзена, австрийского бургомистра и основателя «кооперативного кредитного союза» (1846 год), который позволил австрийским крестьянам объединять сбережения и усилия, получать кредиты с низкими ставками и так выстоять в конкурентной борьбе.

По результатам Всероссийской Сельскохозяйственной Переписи 2016, в России насчитывается:

18 млн личных подсобных хозяйств (ЛПХ) из них 2.8 млн товарных ЛПХ;
174’000 крестьянско-фермеских хозяйств (КФХ);
36’000 сельскохозяйственных организаций (СХО).
Сельскохозяйственная кооперация – одна из форм организации сельхозтруда, наряду с крупными формами (агрохолдингами) и другими малыми и средними формами хозяйствования. Крупные хозяйства более экономически эффективны, но малые формы необходимы обществу для развития и стабильности. «Задача стоит в нахождении путей развития сельского хозяйства, при которых бы развивались малые и средние формы предпринимательства, и в то же время сохранялись бы преимущества ведения хозяйства в крупных масштабах», – пишет крупнейших эксперт отрасли В.Ф. Вершинин.

Член сельскохозяйственного кооператива – это одновременно собственник, инвестор и клиент своего кооператива. Член кооператива обязан принимать участие в его деятельности, например, член перерабатывающего кооператива обязан сдавать в него продукцию на переработку, покупать переработанные продукты и платить членские взносы / вносить паи.

Замминистра сельского хозяйства Д. Хатуов сказал о том, что: «Сельхозкооперация – один из основных инструментов обеспечения продовольственной безопасности», а Министр сельского хозяйства А. Ткачев поручил регионам создать не менее 1’500 сельхозкооперативов за полтора года, в 2016-2017 годах. Вопрос состоял в том, чтобы перед разработкой «дорожной карты» отрасли донести до Министерства пожелания к развитию направления.

По данным Росстата, на 1 января 2016 года в России насчитывалось 8’313 сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), 6’293 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), из которых работающих СПоК – 55% (3’491 шт).

В настоящий момент в СПоК входят 10% сельскохозяйственных организаций или СХО (3’600 шт), 2% крестьянско-фермеских хозяйств или КФХ (3’500 шт), 1% личных подсобных хозяйств или ЛПХ (1.7 млн чел.). В зависимости от основного вида деятельности кооператива, выделяют потребительские, снабженческие, кредитные и т.п. Структура СПоК: перерабатывающие – 16%; обслуживающие – 11%; снабженческо-сбытовые – 24%; кредитные 25%; прочие – 24%.

План-задание правительства на 2016-2017 гг – 1’500 кооперативов: перерабатывающие 450 шт (30%); обслуживающие – 75 (5%); снабженческо-сбытовые – 900 (60%); кредитные – 75 (5%).

Для его осуществления планируется задействовать административный ресурс и финансовую поддержку отрасли. «В 2017 году регионы получат большую самостоятельность для эффективного распределения каждого рубля», – рассказал Д. Хатуов. Также, по его словам, «в стране уже создается логистическая сеть, связанная с продвижением сельскохозяйственной продукции». Что касается качественной составляющей, правительство хотело бы видеть экспортно ориентированные кооперативы и разработать механизмы тиражирования лучших региональных практик.

Государство сегодня выделяет гранты на поддержку начинающих фермеров (НФ) и семейно-животноводческих ферм (СЖФ). В 2016 году гранты получили 3’634 НФ и 833 СЖФ. В 2017 планируется выделить 5’651 гранта для НФ и 1’599 для СЖФ. Средний размер гранта в этом году был 8.1 млн руб, в 2017 – будет 9.0 млн руб.

Среди дополнительных мер господдержки кооперативов следует выделить:

от Минсельхоза – субсидирование кредитной ставки, возмещение части капитальных затрат, отраслевые субсидии для ПК (на 1л молока, на 1 га, на племенную работу)
от Минэкономразвития – гарантии/поручительства, микрофинансирование, центры поддержки предпринимателей, региональные лизинговые компании, агропромышленные парки общего пользования.
И тем не менее, по состоянию на 1 ноября 2016 создано только 105 кооперативов. На сегодняшний день, несмотря на поддержку, количество производственных кооперативов в сравнении с 2011 годом упало на -31.8%, а потребительских – на -32.9%. В. Ф. Вершинин говорит о том, что в Европе кооперативы «занимают господствующее положение в системе сбыта (79-100% сбыта молока). В России же, несмотря на немалую численность (свыше 4’000 кооперативов), они маломощны. Одним из рычагов воздействия на кооперативы может стать налогообложение, аналогичное европейскому, но также многие другие законодательные и административные решения.

Минсельхоз объясняет снижение численности кооперативов несовершенством законодательства, недостаточностью господдержки, отсутствием стимулов и взаимного доверия, препятствующих объединению. Всё это звучит обосновано.

Время от времени в зале в ответ на выступление спикеров участники рынка посмеивались, давая понять, что декларации отличаются от практики.

Может быть, есть и более существенные причины, по которым протестантские западноевропейские практики кооперации традиционно не приживаются в России? Райффайзен был очень близок к традициям своего народа, и ограничивал кооператив церковным приходом. Возможно, регламентация хозяйственных операций, чётко прописанная в кооперативах, претит свободолюбивой душе русского крестьянина и он ощущает, что это те же колхозы? Главное, чтобы в них не начали снова, век спустя, загонять насильно.

Источники: Вершинин В.Ф. Организационно-правовые основы сельскохозяйственной кооперации. – М., Вершинин В.Ф., 2016. Russian Ministry of Agriculture, Russian State Statistics Rosstat

ПОХОЖИЕ ПУБЛ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *